Тема
урока: изображение фигуры человека
в истории
искусства
Тип урока: Сообщение нового материала
Форма урока: беседа, просмотр презентаций
1.
Цели урока; Познакомить учащихся с представлениями о красоте
человека в истории искусства.
2.
Воспитывать
нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
3.
Развивать творческую и познавательную активность.
Воспитательная задача:
·
формировать
интерес, уважение к родной истории;
·
развивать
коммуникативные качества учащихся через умение работать в группах.
Используемое оборудование:
Подбор
иллюстраций и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с
изображениями фигуры человека.
Зрительный
ряд:
«Палеолические Венеры».
Рельефы и росписи Древнего Египта.
Мирон. «Дискобол». Древняя Греция.
Статуя первого римского
императора Октавиана.
Микеланджело. «Давид».
Джорджоне. «Юдифь».
А. А. Пластов. «Весна» и др.
План урока:
Первый урок в 7 классе организуется в форме урока-созерцания. Он знакомит детей с разнообразными
представлениями людей различных эпох и народов о красоте человека.
Общение
учителя и учащихся по поводу рассматриваемых произведений строится в диалоговой форме
Ход урока:
Эпиграф
написан на доске. Человек - мера всех вещей.
Протагор
— Человек всегда был и остается
главной темой в искусстве. Представления о красоте человека, о наиболее
существенном в его облике и его действиях
менялись в истории искусства.
Давайте обратимся к истории!
Произведения пластических
искусств как уникальные документы истории в ярких и зримых образах доносят до
нас представления о красоте человека, существовавшие в различные исторические
эпохи. Многообразные художественные формы произведений живописи, скульптуры,
графики позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях
той или иной культуры.
Среди сохранившихся древних
изображений интересны статуэтки женских,
так называемых «палеолических Венер».
Эти небольшие скульптурки
демонстрируют как мастерство исполнения,
так и примитивность.
В учебнике по истории мировой художественной культуры мы можем прочитать об этом так: «Мастерство в том,
как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле
фигурки выразительны и, при своих малых
размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет
даже лица - лицо не интересовало, вероятно,
просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолическая
Венера», с ее вздутым животом громадными мешками грудей, - сосуд
плодородия и ничего сверх того».
(Дмитриева, Н. А., Виноградова, Н. А. Искусство
древнего иира.-М. 1989.-С. 15.)
- Почему
древний художник изобразил женскую фигуру таким образом?
Учащиеся высказывают свое
мнение.
- А вот совсем иное
изображение человека.
О культуре
какой страны идет речь?
Как вы
считаете, древнеегипетский художник стремится изобразить конкретный образ или
обобщенный?
-
Что в изображении фигуры человека
вам кажется неестественным?
Учащиеся
высказывают свое мнение.
Действительно, нас, как зрителей, смущает
необычная на первый взгляд «пластичность»
фигуры - плечи развернуты в фас, а
голова и ноги в профиль.
Однако
такое положение фигуры не умаляет выразительности, дает возможность рассмотреть
ее с разных точек зрения способствует целостному восприятию индивидуализированного
образа, получению наиболее полной информации об
изображенном. Чувствуется, с
какой искусностью трактует
художник различные части фигуры: глаза, волосы, кисти рук и т. д. Однако при
всем техническом совершенстве явст-, венно просматривается схематичность в построении
всей фигуры.
Канон
- свод правил и законов, которыми должен был pyководствоваться художник при построении рисунка, -
регламентировал в Древнем Египте
своеобразный критерий красоты.
Перед вами произведения искусства] уже другой эпохи.Где и когда они были созданы?
Афродита. Древняя статуя. Античное
искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека.
- Вспомните уроки истории и ответьте: «Какими
принципами pyководствовались художники при
изображении человека?»
Учащиеся
отвечают. Вот знаменитая скульптура
древнегреческого скульптора Мирона «Дискобол».
Обратите внимание: скульптор
придает большое значение пропорциональным соотношениям
частей
фигуры спортсмена, все в
ней соразмерно и
гармонично. Мирон развивает мотив движения... Человеческое тело принимает
у него такую позу: дискобол держит в руке диск, другая рука согнута у колена.
Все тело его в эту минуту уподобляется согнутому луку. Изображение Амура,
сына богини Венеры
(Афродиты), напоминало о божественном происхождении императора - ее
потомка.
С иным акцентом выполнена римская статуя - это
идеализированный памятник могущественному правителю.
Тщедушный
и болезненный первый римский император Октавиан
изображается атлетически сложенным, «богоподобным человеком». В 27г. до
п. э. Октавиан получает от сената титул Августа, «священного, сына
божественного, отца отечества, потомка «Венеры и Энея». Для усиления эффекта величия скульптор
позаимствовал композиционное решение у великого скульптора Фидия, статую бога
Зевса из Олимпии.
Практическая работа: Зарисовка
изображений фигуры человека, характерных для разных эпох. Работаем карандашом,
мелками.
Анализ работ: Защита рисунков.
|