В своей учебной
деятельности я применяю следующие педагогические технологии:
Название используемых технологий
|
где используются указанные технологии,
методы и приёмы
|
Здровьесберегающие технологии
|
физкультминутки на уроках, дни
здоровья, тематические экскурсии в природу;
консультации у медперсонала, психолога
|
Игровые технологии
|
ребусы, кроссворды , шарады
|
Информационные технологии
|
использование дисков по предмету для
углубленного изучения предмета, использование метода проектов на уроке,
создание презентаций.
|
Технология уровней дифференциации
|
индивидуальные задания различных
уровней сложности, разноуровневый дидактический материал.
|
Технологии проектного обучения
|
Информационные и исследовательские
проекты (Исследовательские работы)
|
Мозговой штурм
|
развития критического мышления
|
Мастер-классы
|
передача профессионального опыта
|
Творческие мастерские
|
Развитие творческого мышления
|
Информационно-
коммуникационные
технологии
|
Применение учебных электронных изданий
по изобразительному искусству, ресурсов сети Интернет.
Разработка презентаций к урокам,
лекций-презентаций.
Осуществление тестового контроля
знаний обучающихся
|
Технологии развивающего обучения
|
Лекции, семинары, уроки-практикумы
|
Задача учителя изобразительного искусства -различными
методами воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждая у него эстетические
эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всех ее проявлениях, а
также развивать его творческие возможности, творческую активность, которая
может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека. Чтобы
подготовить каждого ребенка к жизни, нужно не только дать ему разностороннее
образование и воспитание, но и развить его индивидуальные способности, научить
создавать новое, жить и творить по законам красоты. Огромная роль в этом
принадлежит учителю изобразительного искусства, который может пробуждать в
детях чувство прекрасного и возвышенного. Преподавание изобразительного
искусства требует от учителя эмоциональности, развитых творческих способностей,
открытости миру, способности видеть и понимать красоту. Учитель ИЗО должен быть
свободен от шаблонов и стереотипов и приветствовать творческие проявления
учащихся.
Основная программа, по которой я работаю – это
программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией
Бориса Михайловича Неменского. Эта
программа требует постоянного развития и обогащения в методике и
технологии, чтобы быть актуальной в современном образовательном процессе. А это
требует постоянной экспериментально —инновационной деятельности.
Для осуществления работы по данной
программе я использую ряд педагогических технологий применяемых на
уроках ИЗО: это коллективные способы обучения; технологии
личностно-ориентированного обучения; технология знаково-контекстного обучения;
игровые технологии; активные методы обучения; технология интегрированного
обучения; метод учебного проекта; разноуровневое обучение; проблемное обучение;
технология развивающего обучения; информационные технологии обучения; авторские педагогические технологии;
этнопедагогические технологии и другие.
Педагогические новшества, относящиеся к изменению
урока в системе современного образования:
• Смена целевой установки урока «дать
образование» на установку «образование как самореализация».
• Смена принципа репродуктивного усвоения
материала на принцип продуктивности, предполагающего основную задачу учителя:
определить при подготовке урока, что именно, какой образовательный продукт
создадут ученики в ходе урока.
• Переход от общего образования для всех к
реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. Для этого
применяется ряд педагогических новшеств: индивидуальные цели учеников,
индивидуальные образовательные программы и их утверждение, личностная
диагностика и мониторинг учебной деятельности каждого, индивидуализированная
система диагностики и оценки образовательных результатов.
• Включение в план проведения урока выявление
личностной и социальной значимости темы, организацию реального практического
опыта учеников.
• Переход от логической структуры урока к
ситуационной. Внедрение в урок или в систему уроков технологии образовательной
ситуации. В результате реализуется внутренняя логика развития учащихся по
отношению к изучаемым вопросам.
• Вместо заданий, не предполагающих их
индивидуального решения, вводятся эвристические – открытые задания. Такие
задания не имеют однозначных «правильных» ответов. Любой ответ всегда уникален
и отражает степень творческого самовыражения ученика.
• Ограниченность содержания урока рамками классных
стен преодолевается с помощью телекоммуникаций и ресурсов Интернет. Участие в
дистанционных курсах, проектах, конференциях – и подготовка к ним – средства
для перехода к открытому, распределенному образованию.
• Моноориентированное образование (учеба у
одного учителя в рамках одной методической системы) преодолевается путем
введения технологий распределенного обучения.
• Вместо обобщения материала и заранее готовых
выводов урока – внедряется система индивидуальной и коллективной рефлексии – осознание
выполненной деятельности.
• Универсализированная, в том числе тестовая
система контроля результатов обучения заменяется на персонализированную,
учитывающую индивидуальные возможности и цели каждого ученика.
• Оценке подлежат не столько результаты
сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление
его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой.
• Введение ученического портфолио как
альтернативы формализованному контролю образовательных результатов учащихся
Итак, в связи с необходимостью перехода на более
качественный уровень обучения и воспитания учащихся, учитывая особенности
современных школьников и снижение их интереса к учебе, а также недостаток
наглядных пособий, их недолговечность или неудобство в эксплуатации, все это
заставляет учебные заведения искать новые формы и способы обучения учащихся.
Одним из приоритетных направлений моих уроков является создание условий для
внеурочной деятельности детей . Это дает возможность индивидуализировать процесс социализации
ребенка, благодаря которому обучение становится личностно-ориентированным,
учитывающим природные склонности детей; обеспечивает вариативность образования,
становится продолжением базового, существенно углубляя и расширяя его содержание, развивает
творческие способности ребенка, и, самое главное, – оно позволяет улучшить качество школьного
образования.
|